На полную версию сайтаНа мобильную версию сайта

Киржач: возрождение в российской глубинке

Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Просмотрите этот RSS-канал:
Статьи Консалтинговой Группы "АРМ"
или подпишитесь на него по почте:  
Успех английского Корби и неуспех американского Янгстауна поучительны. Но могут сказать: «Все это хорошо, но не у нас. А здесь разве такое возможно?»
В качестве ответа хотим поведать вам историю одного городка, затерянного в самом сердце российского Нечерноземья. Подобно уральским малым промышленным городам он также переживал нелегкие времена, связанные с изменением экономического уклада, безденежьем, кризисами, дефолтами, отсутствием инвестиций и перспектив. И нашел через все эти невзгоды свой, очень интересный путь.

Итак, знакомьтесь — Владимирская область, город Киржач.

Киржач находится на территории, где первые люди поселились около 2500 лет назад. Слово «киржач» в племенах финно-угорского этноса означало «левый» (река Киржач — левый приток Клязьмы). В X-XI веке н.э. началась славянская колонизация этих земель, что совпало со становлением одного из крупнейших древнерусских государств — Ростово-Суздальского княжества, которое считалось удельным в составе Киевской Руси. Первое упоминание Киржача датируется 1328-1332 гг. По одной из легенд, его основателем является сам Преподобный Сергий Радонежский. Городом же, причем со статусом уездного центра, Киржач стал в 1778 году согласно по указу Екатерины II.

Три четверти населения Киржачского района — городские жители, четверть — сельские. Изначально район развивался как сельскохозяйственный, а город славился добычей и переработкой леса, а также текстилем (в царское время Киржач выпускал одну пятую всех производимых в России шелковых и полушелковых тканей). В 30-е годы XX века в городе возникли два крупных предприятия, фактически получивших значение градообразующих и дававших работу большинству населения Киржача — шелковый комбинат и завод «Красный Октябрь», головное предприятие по производству фар для автотракторной и мотоциклетной промышленности Советского Союза. Заработал Киржачский инструментальный завод, выпускающий пилы и инструменты для металлообработки. В это же время с карты Киржачского района исчезло около ста деревень.

Старожилы города рассказывают, что в середине 1930-х годов в Киржаче много говорили о новом генеральном плане застройки. По этому плану предполагалось центр города сместить к холму — Пикову Полю. Разработчики социалистического плана исходили из стремления приблизить жилую зону к быстро развивающимся градообразующим предприятиям. Однако в годы сталинских репрессий реализация плана затормозилась, война и послевоенная нужда совсем отодвинули его в сторону. Холм, предназначенный для центра города, начали застраивать вспомогательными хозяйственными постройками: производственные и складские базы, мастерские и гаражи ремстройучастка, птицефабрика, поле для складирования птичьего помета и приготовления компостов и т.д. Случайная, разбросанная застройка сделала создание на удобном холме центра города невозможным.

Фактически на протяжении большей части советского периода Киржач застраивался и развивался бессистемно, исходя из текущей ситуации и потребностей размещенного в городе производства.

В связи с тем, что в конце 60-х годов началась реконструкция и расширение ведущих предприятий города, которая должна была поднять промышленное производство в районе в 2-4 раза, был разработан новый генплан развития города. По нему предполагалось в 70-90-е годы построить в городе более 400 тыс. кв. метров комфортабельного жилья, а административно-торговый центр построить на месте исторического центра города. Реализацию этого плана начали, но вскоре она стала подвергаться критике за пренебрежение к старине. Поэтому в 1989 году институт «Владимиргражданпроект» представил новый генплан. Он предусматривал основное развитие города в южном направлении — на слияние поселка шелковиков с поселком «Красный Октябрь». Однако с началом перестройки реализация плана прекратилась, сложились условия, которых никакой долговременный план предусмотреть не мог. Развитие города на какое-то время приостановилось. А к середине 90-х годов город со всех сторон стал обрастать особняками, при строительстве которых не всегда вспоминали даже о прямолинейности улиц и о красной линии. Кое-где самозахватом создали коллективные огороды и сады, возвели временные постройки.

Не лучше обстояло и с экономикой. В начале 1990-х годов годовой объем выпуска готовых тканей на шелковом комбинате достигал 50 млн. погонных метров. На предприятии работало почти 6 тыс. человек, что составляло четверть трудоспособного населения Киржачского района. Но к 1993 г. произошел резкий спад объемов производства. В 1996 г. производство сократилось в 50 раз, численность работающих — в 4 раза, практически прекратилась выдача заработной платы. В связи с массовыми увольнениями возникла угроза потери уникальных навыков шелкоткачества, имеющих полуторавековую историю.

Кредиторская задолженность предприятия к июлю 1996 г. составила более 6 млрд. руб. Уже начиная с 1995 г. ТОО «Киржачшелк» налогов практически не платил, Киржачский район превратился в дотационный.

Понимая важность предприятия для экономики района, администрация района постоянно искала пути его возрождения. В 1996 г. вся социальная сфера была переведена с баланса предприятия в муниципальную собственность. Отопление микрорайона, содержание и эксплуатация жилых зданий и инженерных коммуникаций, где проживает 15 тыс. человек, осуществлялись полностью за счет бюджета. Однако это не спасло предприятие.

Начиная с 1996 г. администрация района совместно с администрацией Владимирской области начала поиск путей вывода предприятия из кризиса. Она выступила гарантом получения льготного кредита на закупку сырья в размере 3 млрд. руб. Состоялись многочисленные встречи с руководителями и специалистами Минэкономики России, администрации Владимирской области, депутатами Государственной Думы России, ОАО «Концерн Ростекстиль» (бывшее Министерство текстильной промышленности), с АО «Шелтекс» и других текстильных предприятий.

В феврале 1998 г. арбитражный суд Владимирской области признал ТОО «Киржачшелк» банкротом и ввел на предприятии конкурсное управление.

Властями рассматривался вопрос о передаче шелкового комбината по окончании процедуры банкротства в муниципальную собственность. Тем более, что юридически такая возможность имелась — администрация района была крупнейшим кредитором предприятия. Для этого руководители района изучили опыт передачи в муниципальную собственность обанкротившегося текстильного предприятия «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» в Смоленской области, но пришли к выводу о ее нецелесообразности. Выяснилось, что при такой модели управления руководство предприятий недостаточно заинтересовано в повышении эффективности производства, а собственник (государство) не всегда в состоянии осуществлять необходимые инвестиции в развитие производства.

Поэтому основным направлением стал поиск нового эффективного частного собственника. Такой собственник в результате длительных переговоров с многочисленными претендентами был найден в лице ОАО «Детская одежда» из города Владимир и ЗАО «Капрохим» из Москвы.

Этот пример иллюстрирует применение муниципального маркетинга, направленного на поиск нового стратегического инвестора в экономику города. Маркетинг базировался на изучении потенциальных возможностей, индивидуальной работе с потенциальными инвесторами, целенаправленном поиске новых инвесторов (с привлечением профессиональных посредников).

Одним из важнейших вопросов при проведении процедуры финансового оздоровления предприятия является правильный подбор арбитражного и конкурсного управляющих. Районную администрацию не удовлетворила работа конкурсного управляющего, рекомендованного Федеральной службой по несостоятельности и финансовому оздоровлению, который не учитывал интересы населения района, не искал путей возрождения предприятия, а стремился как можно скорее распродать все имущество. Уже велись переговоры с американской компанией «Проктер энд Гэмбл» по переоборудованию основного цеха предприятия площадью 4 га в складской терминал. Станочное оборудование планировалось демонтировать, сдать в лом или продать.

По требованию районной администрации и совета кредиторов Арбитражным судом Владимирской области был решен вопрос о замене конкурсного управляющего. Активная работа нового назначенца, который действовал в тесном контакте с районной и областной администрацией, позволила найти потенциальных инвесторов, провести среди них конкурсные торги, при которых учитывались интересы развития города. Имущество предприятия предлагалось на продажу в виде лотов, содержащих наборы помещений и оборудования, обеспечивающих полный цикл текстильного производства. Условия конкурса предусматривали сохранение профиля предприятия, а также запуск производства в течение короткого времени, обеспечение определенной численности работников и обязательную регистрацию в Киржачском районе.

В результате проведенного аукциона на базе ТОО «Киржачшелк» появилось два новых предприятия. В настоящее время они стабильно работают в круглосуточном режиме, обеспечена занятость более 900 человек, своевременно выплачивается заработная плата, в полном объеме платятся налоги. Новыми собственниками, помимо суммы за покупку предприятия, которая пошла, в основном, на погашение двухлетних долгов по заработной плате, затрачено уже более 20 млн. руб. на приобретение сырья, нового оборудования и ремонт производственных помещений.

Киржачский район в результате проведенного муниципального маркетинга получил значительные инвестиции. Быстрое развитие новых предприятий позволило восстановить утерянные в прошлые годы рабочие места. Активизировалась работа транспорта, появилась потребность в детских дошкольных учреждениях. Регулярные выплаты заработной платы повысили платежеспособность населения, что сразу же сказалось на рынке товаров и услуг, в том числе услуг жилищно-коммунального хозяйства.

С начала 1999 г. новые собственники финансируют подготовку рабочих и специалистов для своих производств в местном профессиональном училище. При Киржачском машиностроительном колледже в кооперации с Ивановской текстильной академией обучается молодежь, которая получит полноценное высшее образование по профилю градообразующего предприятия. С целью создания новых технологий ткачества и отделки тканей открыта лаборатория, на базе которой планируется организовать исследовательский центр с рабочими местами, требующими высокой квалификации.

К концу 1999 г. новые собственники довели совокупный объем выпуска шелковых тканей до 2 млн. погонных метров в месяц и продолжают наращивание объемов производства. И уже в 2000 г. Киржачский район перестал быть дотационным.

Тогда же в Киржаче появился первый скрупулезно-детальный аналитический отчет о социально-экономическом развитии района в течение 2000 года и прогнозе на 2001 год. Работа над документом позволила властям и предпринимателям города точно уяснить, какими ресурсами обладает Киржач, чтобы перейти от кризисного выживания к планомерному устойчивому развитию. После чего администрация города вышла на Совет по международным исследованиям и обменам (IREX), который в рамках реализации международного проекта «Партнерство: продолжение сотрудничества в новое столетие (SPAN)», финансируемого Агентством международного развития США, и при содействии руководства холдинговой компании ТИКОМ, помог городу создать Стратегический план развития.

В результате возрождение города стало обретать системность и зримую эффективность. Уже с первых лет нового тысячелетия экономика Киржача демонстрирует завидные темпы роста. Увеличение объемов промышленного производства ежегодно составляет около 110-120%, а рост прибыли предприятий – 120-130%. В Киржаче встают на ноги малый бизнес и предпринимательство, появились частные предприятия пищевой промышленности, производящие майонез, хлеб, мясные и рыбные изделия. В городе бурно развивается Интернет, есть веб-сайты города и находящихся в нём промышленных предприятий, позволяющие находить заинтересованных покупателей, партнеров и инвесторов по всему миру. Удивительно, но факт — свой Интернет-сайт в Киржаче есть даже у автомобильного мастера-частника, выполняющего работы по «жестянке».

Киржач ныне стремительно входит в число современных и перспективных малых городов 21 века и становится не только российским, но и мировым примером.

Автор: Иван Иванов. Источник: По материалам СКГ «Игла». Дата: 04.01.2004. Просмотров: 25424. Тема: Маркетинг городов и территорий
Метки:  маркетинг городов и территорий • стратегии развития городов • эксперты •
Если хотите распечатать этот текст — просто отправьте страницу на печать из браузера, она будет выведена как версия для печати, без лишнего обрамления.
Вы здесь:  Главная   Полезное   Статьи   Маркетинг городов и территорий   Киржач: возрождение в российской глубинке