Новая стратегия для Кировской области: утопия или прорыв?
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Результаты этих планов тоже разные —
Города и люди
Когда мы строим тактические планы — они краткосрочны и всегда отталкиваются от текущей ситуации: имеющихся у нас ресурсов, денег, знаний и умений. Отсюда и ограничения — мы можем развить то, что есть, но качественного скачка при этом ждать не приходится. Для стратегического планирования существует особый приём: мы абстрагируемся от имеющегося, думаем не о том, что у нас есть, а о том, чего бы мы хотели. Расписываем, как хотели бы жить через 5-10 лет: где, в каком жилье, в каком составе семьи, чем заниматься, с кем общаться, сколько и на чем зарабатывать. Сильная сторона такого планирования — в том, что мы идём от желаний, не ограничивая себя рамками сегодняшнего дня.
А дальше, когда мы чётко представили себе образ желаемой жизни в будущем, можем перейти к деталям: если мы через 7 лет хотим заниматься
Что интересно, города и регионы в этом отношении очень похожи на людей. Те же способы планирования, те же удачи и неудачи, та же конкурентная борьба — и те же прорывы или провалы в развитии. Только касается это уже не единиц, а десятков и сотен тысяч людей.
«Локомотивные» проекты — основа прорыва
Читатели уже знают о том, что наибольший импульс развития получают те территории, которые опираются не только на свои силы и внутренние ресурсы (и тем более, не на дотации, ибо этот паёк всегда скуден и позволяет выживать, но не развиваться) — а находят, как встроиться в крупные экономические проекты (как национальной, так и мировой экономики) и что им из своих возможностей и преимуществ предложить.
Здесь важнейшее значение приобретают так называемые «локомотивные» проекты. Их особенность состоит в том, что они:
- с одной стороны, достаточно чётко локализованы по сфере применения, времени и используемым ресурсам — и, конечно, содержат внятные, прозрачные и выгодные предложения инвесторам;
- с другой стороны, разработаны так, что при успешной реализации служат мощным толчком к развитию не только своей, но и смежных экономических отраслей;
- ориентированы на взаимовыгодное привлечение ресурсов извне и предполагают самые выгодные условия для их использования;
- могут быть реализованы достаточно быстро.
Соответственно, и при планировании их исходят не из того, как можно развить все, что есть, по всем направлениям (как правило, это приводит просто к распылению ресурсов и очень медленному экстенсивному развитию), а из того, что нужно мировой и национальной экономике, и затем поиску того, что ей можно предложить на нашей территории.
В Кировской области принята «Программа социально-экономического развития на 2011- 2013 годы» — не отрицая её и не конкурируя с ней, в этой статье мы попробуем рассказать о «локомотивных» проектах, которые могли бы стать её удачным дополнением и способствовать долгосрочному стратегическому развитию региона.
Технопарк и зоны инновационной деятельности
Особенность современной экономики — в переходе от массовых низкоквалифицированных рабочих мест к меньшему количеству мест, которые требуют большей квалификации и лучше оплачиваются. Кроме того, в период разного рода кризисов и спадов именно низкоквалифицированные рабочие места страдают быстрее и больше всего. Таким образом, при разработке экономической стратегии развития следует ориентироваться не просто на количество рабочих мест, но и на их уровень и качество. Именно этой цели служат проекты зон инновационной деятельности, технопарков, бизнес-кластеров и бизнес-инкубаторов — они позволяют достаточно быстро нарастить слой специалистов высокой квалификации, при этом грамотных в управленческой деятельности и достаточно гибких, чтобы реагировать на изменения экономической ситуации. Наиболее известный из таких проектов в России — это наукоград Сколково, инициированный и патронируемый президентом Д. А. Медведевым.
Подобные проекты появляются сейчас в большинстве российских регионов и служат хорошей стартовой точкой для роста экономики региона в целом. Ведь рост зарплат и налогов позволяет оживить торговлю, сферу услуг, потребительский рынок, рынок жилья и, конечно, уровень и регулярность осуществления программ социальной поддержки.
Лесная биржа
Общеизвестно, что вятские земли богаты лесами — но проблема в том, что мы больше поставляем вовне сырье и продукцию первых переделов, нежели готовые потребительские товары и продукты глубокой переработки (а именно на этих этапах создаётся основная добавленная стоимость и прибыль). Будучи только сырьевым регионом, мы обречены довольствоваться крохами от продажи лесных богатств.
Чтобы превратить эту отрасль в привлекательную для инвесторов, разумно осуществить проект лесной биржи межрегионального значения. Кстати, она заметно бы облегчила и условия запуска у нас лесообрабатывающих производств глубокой переработки. А имеющиеся в области мощности химической промышленности позволили бы выйти на производство новых комбинированных материалов с древесной основой для строительства — лёгких, прочных и негорючих.
Кроме того, необходимо думать и о восстановлении расходуемых природных богатств. И здесь Кировская область (в т.ч. за счет доходов от работы лесной биржи) могла бы стать полигоном для отработки современных технологий рационального экологичного лесопользования и возобновления лесных ресурсов.
Северный коридор
Немногие знают, что БАМ (та самая знаменитая комсомольская «стройка века») в 2003 году, при первом президентстве В. В. Путина, была завершена. В 90-е годы на неё не хватало ни денег, ни внимания, но новая российская власть этот важнейший для экономики России проект осуществила. И через несколько месяцев после этого Всемирный банк одобрил выделение первого транша в 700 млн. долларов на реализацию проекта Европейско-Азиатской трансконтинентальной магистрали — транспортно-логистической и коммуникационной. В Европе её конечными звеньями являются Лондон и Париж (и тоннель под Ла-Маншем стал частью этой магистрали), а в Азии — Пекин и Токио (именно поэтому возник проект моста до Сахалина и затем на Хоккайдо).
Разумеется, на протяжении такой магистрали необходимы узловые пункты, где осуществляется управление логистикой, возникают сопутствующие бизнесы — торговые, выставочные, упаковочные, финансовые, с мощным сопровождением информационными технологиями. Этим фактом грамотно воспользовался Екатеринбург, обративший внимание на тот факт, что уже в 90-е годы через его авиа-, авто- и железнодорожные магистрали проходит не менее 60% российского грузопотока. Именно поэтому для Екатеринбурга одним из ключевых «локомотивных» проектов стало создание транспортно-логистического узла федерального значения, ставшего «точкой роста» и для развития города (например, построен международный аэропорт, отвечающий всем современным требованиям, запланировано строительство крупного выставочного центра, способного войти в систему мировых выставок World Expo).
Подходит такой пример для Кирова или нет? Вроде бы мы находимся в стороне от такой трансконтинентальной магистрали. Но тут уместно вспомнить, что через Киров идёт железнодорожная ветка, соединяющая Екатеринбург как с Москвой (северный маршрут), так и с Санкт-Петербургом, который связан сообщением с экономически сильными скандинавскими странами. Таким образом, при дальнейшем развитии трансконтинентальной магистрали (а это проект уровня мировой экономики) неизбежно встанет вопрос и о подключении Скандинавии к этому потоку денег и товаров (включая бизнес с Китаем, Японией, Кореей, Тайванем и т.д.). И если наш регион сможет предъявить себя в качестве подходящего места для создания одного из промежуточных узлов для обслуживания Северного коридора трансконтинентальной магистрали, это будет мощнейшим толчком для его развития.
Вместо заключения
Описанные выше проекты — всего лишь возможное будущее. Наверняка специалисты по региональному развитию смогут предложить и другие проекты — важно лишь, чтобы такая профессиональная и общественная дискуссия была начата и привела к достаточно быстро воплощаемым экономическим инициативам. Именно они позволят нашей области сначала догнать по развитию ближайших соседей, а затем и перейти от положения вечно дотируемой «чёрной дыры» к статусу лидера регионального развития.