Особенности региональных и муниципальных выборов в 2017 году
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Отгремели предвыборные баталии федеральных выборов 2016 г., «единороссы» победили, ЛДПРовцы сильно продвинулись, коммунисты подтвердили свои позиции, условные «либералы» ожидаемо пролетели — и … всё затихло? Между тем жизнь продолжается, а значит, политические циклы смены состава региональных и муниципальных органов власти — тоже. Как же изменилась предвыборная обстановка 2017 года? С чем столкнутся кандидаты, разворачивая свои кампании, и чего ждёт от них избиратель?
На наш взгляд, основные тренды таковы:
Политическая повестка
- темы наподобие «Трамп-Сирия-Украина-Крым» перестанут работать. Они, конечно, останутся на федеральном уровне — потому и звучали в прошлом году — но к местным выборам отношения не имеют. Мэры, депутаты муниципальных дум и региональных парламентов внешнеполитическими вопросами не занимаются, подобная риторика в устах кандидатов на эти посты звучит неуместно;
- тема президентских выборов, напротив, будет преждевременна — да и тоже неуместна. Избирателю важно не то, кого поддерживает кандидат на высших выборах, а что умеет и собирается сделать после выборов местных;
- партийная тематика на местных выборах вообще меньше значима (поскольку межпартийные различия, опять-таки, имеют общефедеральный характер и значимы для общефедеральных выборах — а на местных выборах имеют значение персоналии и что у них за душой), соответственно, есть шансы и у здравых и адекватных самовыдвиженцев. Кроме того, после выборов в Госдуму накал межпартийной борьбы традиционно ниже;
- подытоживая — чисто политический аспект выборов определяющим для них не будет. Гораздо важнее:
Экономика и уровень жизни
- здесь тоже неизбежна смена повестки. Темы «кризис-международные санкции-козни Запада» поднадоели и в качестве объяснения трудностей работать не будут. Придётся объяснять, а как и с каким успехом сработали и будут работать дальше антикризисные меры, особенно осуществлённые местными властями. Каковы успехи импортозамещения на местных производствах? Какие осуществлены или хотя бы реально запущены экономические проекты, как они вписываются и влияют на стратегию развития региона? Сколько денег и рабочих мест дали или дают?
- и, конечно, всё это планов и проектов громадьё должно иметь непосредственное выражение в уровне и качестве жизни граждан данной территории. Прослеживается ли эта связь? Есть ли она в программах кандидатов?
- тем самым, продолжится эволюция программ от общего «я всё сделаю и всё исправлю» к конкретике — программы должны состоять из проектов. Политики и партии всё больше становятся операторами проектов, и это относится не только к «Единой России»
- проектный подход в сфере экономики и управления качеством жизни людей на территории региона или муниципалитета с неизбежностью влечёт и изменение отношения граждан к работе власти — меняется не только уровень запросов, но и сам характер требований. Потому в предвыборной повестке обязательно будет и такая тема —
Качество работы власти
- задача власти в современном понимании быть не просто начальством, распределяющим блага и ресурсы, но быть эффективным менеджером. Опыт последних лет ясно показал, что неприкасаемых во власти нет ни на каком уровне, за прегрешения сажают и министров, и губернаторов — так что даже если недобросовестный местный чиновник считает, что у него тут «всё схвачено» и всё решено с прокурором, судьёй и прочими правоохранителями, ничто не страхует от того, что в любой момент может прилететь жёсткий большой привет с более высоких уровней государственной машины;
- и причиной этого привета могут быть не только банальная коррупция и казнокрадство, но и неэффективность управления, влекущая социальные последствия. Таким образом, запрос на качественную работу власти имеется — и потому будет в повестке выборов — как снизу, так и сверху;
- что означает, в свою очередь, что действующей власти придётся отчитываться, а новым кандидатам — включать в свои программы тезисы, касающиеся качества работы разных органов власти и учреждений, особенно осуществляющих непосредственное взаимодействие с гражданами и обеспечивающих социальные сервисы, устранения дублирования функций и прочих неудобств;
- однако, задачи власти не исчерпываются разрешением текущих проблем. Один из критериев качества её работы — то, как она мыслит и работает на перспективу развития территории. Здесь в повестку уместно встанут темы стратегии развития территории, запуска на ней различных длинных и комплексных проектов развития, для которых власть является не только заказчиком, гарантом и контролёром, но и оператором.
- подытоживая — повестка выборов 2017 г. будет более конкретна,
по-деловому приземлена, привязана к реальным перспективам территории и потребностям людей, на ней живущих. Более строгое и чёткое содержание потребует более чёткого и ясного оформления и средств донесения её до избирателей. А значит, столь же содержательными, чёткими, системными и конструктивными (а не манипулятивными) должны быть в 2017 году и —
Технологии выборов
- электоральный сезон прошлого года уже показал существенное падение эффективности манипулятивных технологий (и спроса на них) — особенно «чернушных». Государство проводит чёткую линию на прозрачность, законность и конкурентность выборов. Центризбирком, а за ним и региональные, и местные избиркомы работают всё строже. «Карусели», вбросы, спаивания и скупки уходят в прошлое (сейчас это откровенная уголовщина, за которую можно реально сесть, да и технологические способы противодействия давно наработаны и отработаны), админресурс ещё жив, но благодаря соцсетям может повлечь такой общественный резонанс, что его инициатору быстро придётся худо;
- а значит, всё более востребованными становятся технологии конструктивные — как наполнить программу реально востребованным содержанием (а не общими словами за всё хорошее и против всего плохого), как эффективно и недорого донести её до нужных аудиторий, как грамотно провести и, что ещё более важно, грамотно использовать в планировании и содержании кампании социологию, как спроектировать и запустить в работу полевые сети и так далее. Для политтехнологов, умеющих работать в этом ключе, рынок расширяется, для «чернушников» или привыкших опираться на админресурс, сужается. Избиратель становится грамотнее, мудрее, требовательнее — и работать с ним надо технологически тоньше, точнее и честнее;
- не следует забывать и о том, что с прошлого года у избирателя накопилась и ещё не прошла определённая усталость от выборов. Это значит, что сами кампании в этом году будут короче (активная фаза – 1,5-2 месяца, для кандидатов «с нуля» — на месяц-полтора дольше), а вот подготовительная часть — поиск ресурсов, технологической команды, комплектование штабов и подготовка сетей — дольше, она должна начаться не позднее весны (ещё и с учётом фактора праймериз). Технолог же, в свою очередь, должен уметь работать эффективно и быстро. Длинные кампании дороги, но плохо подготовленные кампании — ещё дороже.
Для проведения вашей предвыборной кампании обращайтесь в Консалтинговую Группу «АРМ» — ilya@arm-group.ru
Резюмируем. Электоральная история России развивается и становится всё интереснее — для тех кандидатов, которые готовы содержательно и конструктивно работать на пользу граждан, и для тех технологов, которые готовы так же работать на таких кандидатов. Так что скучно на выборах 2017 г. не будет.
Хотите победить на выборах? Обращайтесь!