На полную версию сайтаНа мобильную версию сайта

Как выиграть выборы в кризис?

Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Просмотрите этот RSS-канал:
Статьи Консалтинговой Группы "АРМ"
или подпишитесь на него по почте:  
Электоральный сезон 2015 года и в России, и в других постсоветских странах имеет свои особенности и создаёт тем, кто решит отправиться на борьбу за голоса избирателей, новые вызовы. Главный из них обусловлен существенно изменившейся геополитической обстановкой (актуально для общенациональных и отчасти региональных выборов) и переживаемым в той или иной степени всем миром системным экономическим кризисом (важно для региональных и муниципальных выборов). Как победить на таких выборах?

Не будем тянуть кота за хвост: прямой и честный ответ на этот вопрос состоит в том, что универсального, «волшебного» ответа на него по-прежнему не существует. Несмотря на то, что за 25 лет активной истории выборов и политики, и политтехнологи набрались немалого опыта, и тот же Интернет изобилует пособиями и методичками, рассказывающими, как уверенно выиграть выборы, все они обладают ключевым недостатком: рассказывают о том, что было, а не готовят к тому, что будет.

Как известно, плох тот генерал, который готовится к прошедшей войне. А это значит, что старый опыт, простой и бездумный перенос и копирование некогда успешно пригодившихся технологий работать не будет.

Выборы — это война

Конечно, не в том смысле, что все мочат всех без оглядки на какие-то правила. Бывает и такое, но обычно не приносит ничего, кроме драматического падения явки.

Нет, с войной выборы объединяют следующие характерные свойства:

По сути, дело не в технологиях как таковых — сегодня любая профессиональная команда политтехнологов знает, как эффективно запустить и проанализировать социологию, выпустить всю необходимую номенклатуру АПМ, организовать агитацию методами «от двери к двери» или уличной палатки и пикета, организовать встречу с избирателями, успешно провести теледебаты, а также как сорвать все эти мероприятия у соперника или снизить их результативность.

Вопрос в точном выборе и своевременном локальном применении нужной технологии. Ведь случается и такое, когда политик, уже 1-2 раза куда-либо успешно избравшийся, рассуждает так: «Да я и сам всё прекрасно знаю, в прошлый раз столько листовок раздали и из телевизора не вылезал, в этот раз так же сделаю — и победа в кармане!». Совсем не факт. Успешность технологии (и этих, и любых других) будет зависеть не от того, с каким результатом она применялась раньше, а от того, насколько уместна, пригодна и эффективна она в данной конкретной ситуации.

Кроме того (здесь опять полезна параллель с войной) приверженность и даже привычка к определённым технологиям данного политика — полезная информация для его соперников. Вспомните: перелом на полях сражений Великой Отечественной начался тогда, когда советские полководцы, в том числе, изучили тактику и стратегию немецких военачальников и их склонность к привычным формам, методам и решениям — что наши командиры и превратили из сильной стороны противника в его слабость.

Как кризис влияет на выборы?

Для ответа на этот вопрос сначала нужно ответить, как кризис влияет на жизнь избирателей? Если сжато, то:

В связи с этим уже понятно, что спрос избирателей будет ориентирован на:

Из такого спроса предсказуемо выплывает первый соблазн и он же риск предстоящих предвыборных кампаний. Имя ему — популизм. И возрастёт число тех, кто решит им воспользоваться. Возрастёт и риск того, что у сегодняшних руководителей, повторяющих заклинания «у нас всё под контролем… защитим… не допустим…», станут выигрывать откровенные демагоги. Ау, нынешние главы и депутаты! Упустите ситуацию сейчас — уступите им кресла осенью! Конечно, против популизма существуют вполне эффективные методы борьбы, но они заключаются не в самогипнозе (и вытекающих из него попытках гипноза избирателей).

Второй риск состоит в том, что территория ведущих постсоветских стран является ныне зоной глобального политического конфликта (а некоторые из наших стран — активными игроками в нём). Это означает, что период выборов будет с неизбежностью использоваться для «раскачки» ситуации извне. Протестные настроения масс могут целенаправленно подкармливаться и раздуваться. Часть этих попыток будет осуществляться в связке с популизмом и демагогией кандидатов.

И третий риск — в изменяющихся правилах игры, реформируемой системе выборов. Как известно, во многих муниципалитетах произошёл переход от всенародных выборов главы к порядку, где он выбирается из числа свежевыбранных депутатов. Иные политконсультанты уже начали сетовать: мол, это сокращает количество выборов (и их рынок), это уменьшает демократию и права граждан на непосредственное волеизъявление. С точки зрения автора статьи, такая позиция демонстрирует всего лишь непрофессионализм. Во-первых, вес депутатского мандата (и значимость депутатских выборов) при такой системе только возрастают. Во-вторых, в выборы, помимо непосредственно избирателей, добавляется ещё одна аудитория — сами депутаты, которым так же предстоит стать объектом агитации и предвыборного влияния. Ну и, выходит, что один, как минимум, или несколько кандидатов будут вести свою депутатскую предвыборную кампанию уже как мэрскую — а это гораздо более интересная профессиональная задача.

В целом, предстоящий предвыборный сезон 2015 года обещает быть интересным и насыщенным событиями. И готовиться к осенним забегам необходимо уже сегодня.

Кстати, вот о том, как для кандидатов проводим и выигрываем выборы мы.

Автор: Иван Иванов. Источник: пространство ума. Дата: 21.03.2015. Просмотров: 11644. Тема: Выборы, власть, политика
Метки:  аналитика • выборы • исправление ошибок • консультирование • предвыборные расклады • прогнозы • эффективные проекты •
Если хотите распечатать этот текст — просто отправьте страницу на печать из браузера, она будет выведена как версия для печати, без лишнего обрамления.
Вы здесь:  Главная   Полезное   Статьи   Выборы, власть, политика   Как выиграть выборы в кризис?