Пусть консулы позаботятся…
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Eheu! fugaces, Postume, Postume, labuntur anni. Время скоротечно. Прошло два года с того дня, как Президент РФ подписал и назначил. К постоянным представительствам Президента РФ в федеральных округах привыкли. Привыкли к самим округам. Запомнили фамилии представителей. Теперь к очередной годовщине подводим очередные итоги. Сделано, проведено, привлечено, удовлетворено и, конечно, принято к сведению… В результате: возросло, расширилось и углубилось. Все правильно. Все верно. Все хорошо. За работу, товарищи, к третьей, четвертой, пятой, к n-ной годовщине, к новому отчету. С одной стороны, все это со словами salus populi suprema lex esto, но с другой, 192 прокурорских протеста, 450 писем в месяц, 1544 закона и 35000 обращений есть ни что иное, как vanitas vanitatum et omnia vanitas.
На самом деле при подведении итогов нужно ответить всего на два вопроса.
- Первый: что изменилось пусть не кардинально, но хотя бы существенно, с момента создания полпредств и, что принципиально, благодаря полпредствам?
- Второй: как изменились сами полпредства?
Сложность ответа на первый вопрос заключается в том, что измерить вклад полпредств в те или иные изменения достаточно непросто. Например, сегодня общим местом стало утверждение, что исчезла угроза распада России. Действительно так. А какова роль полпредств в этом? А как быть с теми регионами, которые и не помышляли о суверенной судьбе?
В результате отстраненного анализа оказывается, что полпредства сыграли всего одну, но принципиальную роль, они стали политическим противовесом региональной власти, региональным элитам. И это было не просто сделать. Пришлось задействовать прокуратуру, вмешиваться в правотворческий процесс, решать кадровые проблемы, брать под контроль силовиков, докладывать, лоббировать.
Конкурентная система сдержек и противовесов в регионах благодаря полпредствам действительно начала складываться. Не везде, но в ряде субъектов РФ даже модифицировались сложившиеся авторитарные политические режимы. Это положительно, это по большому счету демократично.
Стратегическая проблема заключается в другом, что будет, когда губернаторы и полпредства перестанут сдерживать друг друга, а начнут играть одну игру, similes simili gaudet. Кто тогда сдержит и уравновесит союз губернаторов и полпредов?
На второй вопрос ответить легче. За два года полпредство стало крепким бюрократическим институтом, который живет по стандартным бюрократическим законам, а это значит, что полпредство стало реальной силой в элитах регионов. В свою очередь региональная бюрократия получила еще одно место работы и размножения. Сильный аппарат — вещь хорошая, без него никуда, но с другой стороны, — бюрократия, как известно, не склонна к решительным шагам и предпочитает важные, но мелкие и суетные дела.
Что в сухом остатке? Первый этап развития института полномочных представителей Президента РФ завершился. Аппарат сформирован. К мнению полпредств не просто прислушиваются, но и учитывают.
Дальше нужно стратегически усиливаться. Стояние на месте приведет к деградации реформаторского потенциала. Усиливаться дальше можно лишь одним способом, получив реальные полномочия, подкрепленные экономическими ресурсами в виде, например, права управления федеральной собственностью, расположенной на территории округа, и политическим влиянием (возможность решать кадровые вопросы). Но если полпреды будут требовать первого или второго, то их противником станет уже не столько региональная элита, сколько федеральная правительственная бюрократия. Готов ли к такой конфронтации Президент РФ? Едва ли. Он все же предпочитает постепенность и осторожность.
Думается, что в ближайшее время все останется
Caveant consules!