На полную версию сайтаНа мобильную версию сайта

О фирменном сайте замолвите слово

Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Просмотрите этот RSS-канал:
Статьи Консалтинговой Группы "АРМ"
или подпишитесь на него по почте:  
Чтобы заказать и получить эффективный корпоративный сайт, нужно разобраться. Но не в Интернете, а в своих проблемах.
Что есть?

По разным экспертным оценкам (Monitoring.ru, RICN) максимальная аудитория Интернета в России в 2002 году может достичь 13–15 миллионов человек. Это составляет около 13% от взрослого населения страны (110 млн.). Если учесть, что политические партии, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, получают право рассаживать своих депутатов в Государственной думе, становится понятно, что мы имеем дело с куда более мощной и перспективной силой. Как говорится, с этим надо что-то делать.

Что же именно делать — этот выбор за последние несколько лет у российских директоров практически не изменился. Нужно выходить в Интернет, и самым эффективным для этого способом был и остаётся корпоративный сайт. Зато само понятие сайтов за прошедшее время изменилось существенно. Отшумел своё западный электронный бум, полопались мыльные пузыри тысяч сетевых компаний (так называемых «дот-комов»), первая спекулятивная волна (свойственная начальному этапу развития практически любого перспективного рынка) схлынула, однако, на берегу остались не только разбитые корыта прожектов «новой экономики», но и вполне стабильный интерес и даже количественный и качественный рост Интернет-проектов в сфере бизнеса.

Рынок корпоративного сайтостроительства в России устойчиво растёт. Профессиональные веб-студии уже давно не трактуют сайты как витрины с каталогом, прайсом, формой заявки и координатами фирмы. Цены на приличные корпоративные сайты (мы не будем рассматривать здесь студенческие поделки) составляют от 10–20 тысяч долларов и выше в Москве до одной или нескольких тысяч долларов в Екатеринбурге. Готовы взять такие деньги на Урале многие. Многие ли готовы выдать соответствующий результат? Для ответа на этот вопрос стоит сначала выяснить, а…

Что надо?

Прошли времена, когда мечта о том, что достаточно вывесить в Сети информацию о себе, своих товарах и ценах, после чего расслабиться и подсчитывать барыши, имела хоть какие-то шансы воплотиться в жизнь. Корпоративный сайт — более не статичное собрание страниц. Сегодня сайт — это программный комплекс, основанный на базах данных, позволяющий менять информационное содержимое и управлять структурой динамически. Поэтому главное в корпоративном сайте — не дизайн (который часто понимают узко — как визуальную, графическую составляющую), а функциональность. Главная же задача дизайна — не красота, а удобство использования.

Современный сайт является самым настоящим бизнес-инструментом, его предназначение состоит в обеспечении бизнес-процессов компании, причем не только рекламы торговых марок и продажи товаров, которыми очень часто дело и ограничивается. В хорошо структурированной компании выделенных бизнес-процессов много, и сайт может поддерживать большинство из них. Это, к примеру, поиск внешних ресурсов (финансовых — причем не только в форме инвестиций, кадровых, сырья, материалов), поддержка клиентов и обратная связь, документальное сопровождение проектов и сделок и многое другое.

Выступая в июне 2000 г. в Москве президент компьютерного гиганта — корпорации Intel доктор Крейг Барретт говорил об автоматических прямых (с потребителями) и обратных (с поставщиками) аукционах, в ходе которых Интернет-сайты находят оптимальные предложения и заключают сделки практически без участия человека. Впрочем, скепсис автора и других слушателей этого семинара оказался оправданным и спустя почти два года. Не только Россия, но и весь мир еще весьма далеки от этой компьютеризированной утопии. Тем не менее, объем информации, сопровождающей бизнес даже небольших отечественных компаний, неуклонно растёт, а значит, всё нужнее становятся средства, позволяющие автоматизировать её обработку и облегчить ношу управленцев.

Как заказывать?

Прежде всего, нужно понять, зачем вы заказываете сайт. Определитесь, какие именно проблемы и каким способом он поможет вам решать. Будьте готовы и к тому, что грамотно спроектированный и успешно внедрённый сайт в скором времени окажет влияние на жизнь вашей компании и изменит структуру управления. Не заказывайте сайт, если не хотите ничего менять.

Найдёте ли вы ответы сами? Поможет ли вам в этом веб-студия? Или придется привлекать консультантов, которые вскроют ваши реальные проблемы и «узкие места» и профессионально сформулируют техзадание для исполнителей проекта? Решать вам. Замечу лишь, что здесь хорошо работает аналогия с рекламой. Материальный интерес рекламного агентства состоит в обосновании и получении возможно более масштабного (дорогого) заказа. Материальный интерес консалтинговой фирмы состоит в получении большего гонорара, который на практике увязан с реальной эффективностью полученных результатов проекта.

В любом случае, этапу разработки задания, начинающемуся с выяснения проблем, потребностей, целей и задач, стоит уделить самое пристальное внимание, не пожалеть на него времени и не отдавать полностью на откуп исполнителю. В изучении же реальной ситуации и проблем часто бывает полезен «незамыленный» взгляд со стороны, и это — одна из причин, почему собственные отделы программного обеспечения предприятий крайне редко способны создать хорошие сайты.

Как внедрять?

Поскольку, как мы выяснили выше, корпоративный сайт — это бизнес-инструмент, применяться он должен в жизни вашей компании тоже как инструмент. А это значит, что после выдачи сайта веб-студией «на гора» наступает этап внедрения, и именно от него зависит успешность вашего Интернет-проекта в целом. Вы и ваши подчинённые должны научиться использовать корпоративный сайт для обеспечения реальных бизнес-процессов компании, ибо лишь таким способом сайт может быть окуплен и принести прибыль. На практике вопрос «как это сделать?» чаще и быстрее всего превращается в «кому поручить?».

Увы, нередко бывает, что даже дорогостоящий в разработке проект для применения не поручается никому. Жизнь таких сайтов скоротечна — несколько месяцев. Немногим лучше и вариант, когда ведение сайта поручено самой веб-студии, его создавшей. Или толку от сайта будет не больше, чем от визитки, или веб-студии придется с неизбежностью вникать в бизнес вашей компании (по сути, становиться консалтинговой фирмой) и сопровождать уже не сайт, а бизнес-процессы с помощью сайта. Но специализация веб-студий совсем другая.

Следующий, весьма распространенный вариант — поручить сайт одному собственному специалисту, чаще всего компьютерщику. Вариант тоже тупиковый, и жизни вашему сайту при таком раскладе отмерено от года до двух-трех лет (зависит от активности вашего бизнеса). Дело в том, что чем больше деловая активность вашей компании, тем быстрее работа с сайтом заполнит всё рабочее время ответственного специалиста, через несколько месяцев он будет заниматься только сайтом, причем только он один. Конечно, компьютерщик не будет успевать отражать и обеспечивать ваш бизнес на сайте, ибо для этого ему придется вникать во все аспекты жизни компании. Еще пара месяцев — и сайт (вместе со специалистом) заживёт своей жизнью, а компания — своей, их пути, прежде параллельные, начнут расходиться под всё большим углом.

Где же выход? Оказывается, он существует. Если сайт — это бизнес-инструмент, заниматься его ведением (а по сути использованием) должно как можно большее число ваших сотрудников. Причем не в качестве дополнительной нагрузки, а просто в рамках своих функциональных обязанностей, иначе говоря, выполняя свои повседневные обязанности посредством сайта. Бухгалтерия должна вести там свои разделы, служба маркетинга, отдел сбыта, поставок, кадров и так далее — соответствующие свои. Лишь такой подход может обеспечить долгую судьбу и эффективное применение вашего Интернет-проекта.

Обратите внимание — из этого следует, что сайт должен быть пригоден для быстрого освоения вашими сотрудниками. Для управления информацией на сайте, её оперативного пополнения и изменения сотрудники должны иметь средства, не требующие от них специальных компьютерных знаний. Если человек научился работать с Word'ом, он должен уметь управляться и с сайтом. Такие качества сайта должны быть заложены в нем ещё на этапе постановки задач и разработки концепции, и опять-таки этого невозможно добиться, не разобравшись с вашими бизнес-процессами, их состоянием и проблемами.

Автор: Иван Иванов. Источник: Статья подготовлена для журнала «Директор» (Екатеринбург), не публиковалась. Дата: 15.03.2002. Просмотров: 22742. Тема: Интернет
Метки:  Интел • Интернет • консультирование • сайты • секреты менеджмента •
Если хотите распечатать этот текст — просто отправьте страницу на печать из браузера, она будет выведена как версия для печати, без лишнего обрамления.
Вы здесь:  Главная   Полезное   Статьи   Интернет   О фирменном сайте замолвите слово