На полную версию сайтаНа мобильную версию сайта

Есть ли счастье в электронной коммерции?

Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Просмотрите этот RSS-канал:
Статьи Консалтинговой Группы "АРМ"
или подпишитесь на него по почте:  
Прежде чем ринуться с головой в блестящие перспективы «Интернет-экономики», не мешает разобраться с ситуацией в своём традиционном бизнесе. Иногда дешевле выходит…
Сложно, граждане, числиться теперь в предпринимателях. Только вздохнешь, бывало, от тягот и лишений двухлетней давности кризиса. Только приободришься, глядя на рост золотовалютных запасов и нефтяных цен. Ан нет — идёт-грядёт новая напасть. Имя ей электронная коммерция. Полнятся ею страницы умных журналов, вторят журналам уверенные в себе телеведущие, и даже вертлявая скрепка из Microsoft Word'а — и та, чудится, подмигивает с укоризной. Мол, перевёл ты уже свой бизнес в Интернет или так и будешь плестись позади всего прогрессивного человечества? Что ответишь ей, бесчувственной железяке? Не принимает она оправданий насчет финансовой нестабильности и налоговой неуверенности. Ничего не хочет знать о непростых судьбах российской экономики и капризном характере отечественных коммуникаций. Зовёт в будущее и побуждает срываться с насиженных мест.

Электронную коммерцию, конечно, полюбить можно. Не такое любили. Придумана она наверняка для благого дела, а в час, когда слова «реформы», «либерализм» и «рынок» кажутся уже откровенным ругательством, верно, лишь ей одной под силу помочь нашей Родине наладить всё, что уже давно пора наладить. И вот ещё одна мечта манит нас своей технологической красотой. Верится, замигают теперь дружелюбными зелёными огоньками сервера, расставленные по бесчисленным офисам бескрайних наших широт, потекут по медным и оптическим проводам мириады нулей и единиц, и в самом скором времени составится из них полное и всеобщее благосостояние. Каждый сможет заказать себе клюшку для гольфа, книжку на сон грядущий и горячую пиццу с кетчупом посредством загадочных электронных трансакций. А журналы не унимаются, подзуживают, мол, кто не успел, тот опоздал, а кто последним прыгнет на подножку поезда, переломает себе и своему бизнесу руки-ноги.

Так что медлить, натурально, нельзя. Прогресс не стоит на месте, и всем вновь прибывшим следует теперь заводить себе B2C и B2B. Пусть не смущают никого осторожные комментарии тех, кто завёл сайт на год-два раньше. Теперь всё будет по-другому. Теперь есть у нас «Пентиум-3», да ещё и «Зион», есть у нас Windows 2000. Всё это, если верить производителям, делает наконец Интернет Интернетом, а он уже раскинулся морем, и в этом море плавают деньги, которые кроме нас никому не стяжать. Что ж, в путь! А пока мы направляемся в края электронного благоденствия, я расскажу вам историю, как туда уже сходили другие люди.

— Интернет — это наше всё, — сказал мне Алексей, цепляя вилкой перламутровый ломтик сёмги. Ко дню нашего разговора Алексей был уже совладелец и топ-менеджер одной из заметных екатеринбургских фирм, торгующих… да какая разница, чем, это всё равно в раскрывающемся перед нами сюжете. Алексей молод, энергичен и чаще успешен в своих проектах. Силу его незаурядного характера, очевидно, составляет свойственный русскому предпринимателю чудесный сплав крайнего недоверия к печатному слову и неизбывной любви ко всякого рода прогрессивным новинкам.

Я кивнул, не найдясь, что ответить на столь широкую, но чеканную формулировку. Действительно, всё, как и многое вокруг нас. Однако, моё подозрение, что аксиомами дело не кончится, подтвердилось. Доедая топ-менеджерский ужин, Алексей поведал, что у него всё готово. Около двадцати тысяч долларов вложено в compaq'овские сервера, которые уже отгружены из Москвы, за несколько тысяч нанята крутая Web-студия с заковыристым названием, и буквально несколько организационных мелочей отделяют теперь его от главной мечты — запуска торговли через собственный сайт. Посетители теперь смогут покупать всё в электронном магазине, это гораздо проще и не нужно тратиться на расширение торгового зала и дополнительное оборудование, рассказывал мне Алексей и чертил для убедительности вилкой на салфетке протяжные зигзаги.

Выпив в добрый путь и за доменное имя, и за скрипты, и за устойчивость сети, мы продолжили обсуждение проекта, но как ни старался я вывести его к мелким деталям типа расчёта окупаемости инвестиций, мой собеседник был неумолим. Обстановка меняется каждую секунду, нужно, чтобы всё было актуально, а высокая надежность отличается масштабностью решений и наоборот, излагал он мне в вольном пересказе заполонившие его душу рекламные статьи, и в блестящих глазах его отражались при этом миллионы электронных трансакций. Расстались мы тепло, но не вполне довольные друг другом. Видимо, оттого, что я не вдохновился перспективой хайтековского процветания в должной степени. А поскольку я уезжал участвовать в другом проекте, пришлось новоиспеченному интернет-бизнесмену двигаться по скользкой электронной тропинке самому. Ушёл он недалеко.

— Ушёл в минуса, — задумчиво сообщил мне предприниматель Алексей, встретившись со мной на улице спустя полгода. В глазах его была обида, которую не скрывала бодрая улыбка. Он был не рад теперь своему сайту. Он хмуро рассказал мне, как заводил себе B2C, как затем в муках родилось из него B2B, но потребовало при родах столько денег, что хотелось решиться сразу на аборт. Он рассказал, что обставился самыми современными технологиями, что даже всю номенклатуру товаров web-дизайнеры снимали у него на складе на специально купленный цифровой фотоаппарат, чтобы не тратиться на плёнку, проявку, печать и сканирование, но сканировать все равно пришлось, потому что не всё удалось снять красиво и потребовалось обратиться к рекламным проспектам, и, конечно, потратиться на сканер, чтобы не ждать, когда он освободится в крутой Web-студии. Он поведал, что дизайнеры, рисовавшие дизайн, болели за прошедшие полгода четыре раза, а программист дважды, но нарисовал не больше дизайнеров, потому что у него всё время что-то падало на сервере, и пришлось менять винчестеры на более емкие и быстрые, хотя потом выяснилось, что винчестеры ни при чём. Путаясь в названиях, он перечислил первую десятку из ста тридцати поисковых и баннерных систем, в которых студийными стараниями был прописан и разрекламирован его сайт, но замялся в ответ на вопрос, скольких покупателей ему эти системы привели. Взамен он мрачно проехался по покупательной способности, инновационной активности и технологической прогрессивности нашей с ним Родины. Он здорово злился, что всё ещё не стяжал на ниве электронного бизнеса ни копейки денег, хотя вложиться пришлось уже втрое против намеченного.

Мне стало жалко русского предпринимателя Алексея. Загадочные глубины электронной коммерции не принесли ему счастья. Даже волшебные аббревиатуры B2B и B2C ни на йоту не приблизили его к торжеству техники над экономической теорией. Я также знал, что тысячи таких же энергичных русских предпринимателей блуждают тоскливо и безуспешно в бездушных компьютерных дебрях. Процветание Родины, ведомой проводниками прогресса, по-прежнему находилось под вопросом. И потому, наскоро согласовав взаимоприемлемые условия договора, мы ринулись разбираться в причинах обидной неудачи. Заплатив деньги, Алексей стал меньше говорить и внимательнее слушать, а также вникать в производимые консалтинговые работы.

Из работ же с самого первого дня для предпринимателя Алексея полезли всякие неприятные новости. Выяснилось к примеру, что объём рынка, на котором он действует, сегодня ещё настолько велик, что места всем много, а конкуренции, соответственно, мало. И потому побуждать покупателя приносить Алексею деньги и получать за них товары нетрадиционным для него, покупателя, способом нет никакого резона. Выяснилось также, что крутая Web-студия рассчитала ему стоимость запуска Интернет-проекта с 20-процентной ошибкой, и это ещё можно было бы проглотить, но никто, натурально, не считал стоимость содержания этого проекта, а она, как это обычно бывает, встала в 60% от стоимости запуска в первый же год. Выяснилось, что TCO мощного сервера — величина, которой, в отличие от офисных десктопов, лучше не пренебрегать. Оказалось, что и электронную коммерцию признать таковой на просторах нашей Родины можно только с перепугу. И не столько из-за козней районной налоговой, сколько благодаря удивительной энергии Государственной Думы, с которой она из года в год упирается утвердить законом силу электронной подписи и подписанного ею электронного платежа.

Когда же мы стали подбираться к организации обычного, внеинтернетовского бизнеса, выяснилось, что в управлении бэк-офисом и складом сидит столько издержек, сколько не снилось никакому Пентиуму. Сократив их, можно было бы снизить себестоимость и повысить прибыль так, что ещё добрый десяток лет не вспоминать ни о каком Интернете. Только вот узнал об этом Алексей на полгода позже нужного.

Словом, не стяжал он пока на электронных просторах ничего полезного и поправляет нынче потери торговлей прежним способом. Что до меня, то до сих пор в грустную минуту возникает в моих мыслях собирательный образ предпринимателя Алексея, составленный, скажу честно, из нескольких случаев, и никак не даёт мне ответа — куда мчится он на своём сервере, и что от этого станет теперь с тройкой-Русью.

Автор: Иван Иванов. Источник: Опубликовано в газете “Internet-Life” №7. Дата: 01.11.2000. Просмотров: 16997. Тема: Интернет
Метки:  аналитика • запуск бизнеса • Интернет • исправление ошибок • консультирование • публикации в СМИ • сайты • секреты менеджмента •
Если хотите распечатать этот текст — просто отправьте страницу на печать из браузера, она будет выведена как версия для печати, без лишнего обрамления.
Вы здесь:  Главная   Полезное   Статьи   Интернет   Есть ли счастье в электронной коммерции?