На полную версию сайтаНа мобильную версию сайта

10 ошибок начинающего разработчика сайтов

Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Просмотрите этот RSS-канал:
Статьи Консалтинговой Группы "АРМ"
или подпишитесь на него по почте:  
90% сайтов в Интернете безлики и похожи один на другого, 80% сайтов работают плохо и едва окупают вложенные в них затраты, и бог знает в какой доле корпоративных сайтов посетитель не идёт дальше первой страницы. Почему? Многие проблемы таких сайтов заложены ещё на этапе их разработки.
Итак, какие ошибки начинающие разработчики допускают чаще всего?
  1. Прислать заказчику типовой бриф

    Существует примерно 4-5 типовых форм брифа на корпоративный сайт, гуляющих в Интернете и с незначительными вариациями изменяющихся у разработчиков. Рассылая их потенциальным заказчикам, начинающие разработчики демонстрируют, что а) они не собираются и не умеют вникать в уникальную ситуацию уникального заказчика (если подумать, то она всегда такая), а собираются подогнать заказ под некое шаблонное решение; б) они не понимают, о чем нужно спросить заказчика (типовые брифы касаются, как правило, внешних аспектов сайта и крайне неглубоко исследуют его бизнес-процессы). Результат этой ошибки — типовое решение, не соответствующее ожиданиям заказчика. И — достаточно часто — непонимание, возникающее между заказчиком и разработчиком примерно на второй половине проекта.
  2. Продавать то, что научились делать, а не то, что требуется заказчику

    Развитие предыдущей ошибки. Даже если заказчик, несмотря на типовой бриф, умудрился донести до разработчика свои чаяния и надежды (да ещё и увязанные с текущей сложной для своей фирмы рыночной ситуацией), начинающий разработчик вполне может их не услышать. А просто предложит в ответ создать типовой корпоративный сайт (главная страница, каталог продуктов, информация о компании и т.п.). Верным признаком, что данная ошибка имеет место, является стремление разработчика измерять объём предстоящей работы в структурных разделах сайта или даже количестве его страниц (хотя надо не считать страницы по штукам, а делать их столько, сколько требует задача).
  3. Неверно оценить бюджет и сроки

    В погоне за заказом и хоть каким-то заработком начинающий разработчик часто готов предложить демпинговые цены и сроки. Практически всегда такой проект обходится заметно дороже (причём, и заказчику, и разработчику), чем сразу рассчитанная справедливая цена. Почему? Назначая низкую цену, разработчик не в состоянии вложить в проект серьёзные ресурсы и выполняет задачу поверхностно; у недовольного заказчика возникают замечания и коррективы (а, как известно, исправлять работу труднее и дороже, чем сразу делать её правильно); в результате разработчик либо безответственно бросает проект, либо тянет его без сил и интереса, стараясь дотащить заказ до конца, плюнув на прибыль. То же касается и сроков.

    Некоторые недобросовестные разработчики настолько привыкли к этой ситуации, что всегда сначала оперируют низкой ценой и короткими сроками, заранее зная, что по ходу дела они увеличатся.

  4. Ориентироваться в первую очередь на модные технологии

    Мало кто из свежеиспечённых выпускников технических вузов, объединившихся в команду разработчиков сайтов и веб-приложений, думает о том, что технологии (языки и методы программирования, сервисы, библиотеки и алгоритмы), которым их только что обучили, для коммерческого сектора Интернета имеют чаще всего глубоко вторичное значение. Пассажиру неважно, на каком топливе движется его транспортное средство и какой марки в нём стоит двигатель, — его заботит в первую очередь прибытие в место назначения — точно и в срок. У каждого сайта есть своя задача, своё назначение, а также своя среда существования, в которой выполняется эта задача, и свой жизненный цикл. Если это учтено и работает — сайт успешен, если нет — он провален. Технологии имеют значение только и исключительно в той степени, в какой они работают на задачу.
  5. Использовать побольше сервисов, предлагаемых «движком» сайта (CMS-платформой)

    Нередко можно встретить сайты, построенные на популярных «движках» (от Джумлы до ВордПресса и Битрикса), в которых включены какие-то программные сервисы — только по той причине, что они есть в движке. Определение географии посетителей по IP, возможность комментирования едва ли не любого блока текста на странице, подгрузка почти всего контента на страницу Ajax'ом, интеграция всего и вся с социальными сетями, различные модули, анализирующие профиль и поведение пользователя — всё это висит на каждой загружаемой странице по принципу «а что? пускай будет!», висит, тормозит, сбоит, бесит посетителя и заставляет заказчика верить в не зря заплаченные такому крутому разработчику деньги. В действительности же для каждого использованного сервиса у разработчика должен быть чёткий ответ — зачем он нужен и какую задачу решает (не сам по себе, а в контексте задачи сайта).
  6. Использовать тот «движок», который знаком, а не тот, который требуется для проекта

    Несмотря на то, что практически все современные «движки» сайтов (как коммерческие, так и платные) позиционируются на рынке в качестве универсальных конструкторов, у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, есть своя специфика. Точно такая же специфика есть и у любого разрабатываемого сайта — структурная и функциональная сложность, планируемая посещаемость, одновременная нагрузка и т.д. Одно должно соответствовать другому. «Движок» должен быть выбран потому, что он позволяет наиболее оптимально выполнить задачу, а не потому что разработчик умеет работать только с ним.
  7. Ориентироваться на сайты конкурентов

    Как правило, заказчик, длительное время работающий на своём рынке, неплохо знаком со своими конкурентами и, конечно, с их сайтами тоже. Поэтому, когда он обсуждает с разработчиком свой будущий сайт, нередко в качестве примера рассматриваются сайты конкурентов — и задача ставится в терминах «надо, как у них» или «надо круче, чем у них». И то, и другое неверно — поскольку означает попытку, по сути, догнать чужой паровоз. Правильная методология для разработчика — внимательно изучить сайты конкурентов, их слабые и сильные стороны, удачные решения, — но делать проект, ориентируясь на нужды потребителей, а не на предложения конкурентов.
  8. Ориентироваться на вкус заказчика

    Вкус заказчика — того, кто платит за получаемый продукт, очень важен, но гораздо важнее, чтобы сайт нравился той целевой аудитории, которой он предназначен, — т.е. не заказчику, а клиентам заказчика, потребителям его товаров или услуг. Лично заказчик может любить мороженое — но когда он идёт на рыбалку, то берёт с собой не его, а червей — потому что рыбы любят червей. Так почему же в Интернете должно быть иначе?

    Визуальными ограничителями (и критериями оценки) в разработке сайта могут быть требования фирменного стиля, но не личного вкуса заказчика. Самый кошмарный вариант этой ошибки — когда заказчик устраивает коллективное обсуждение дизайна, а разработчик на это соглашается.

  9. Представить больше 2-3 вариантов дизайна

    Если дизайнер предлагает больше 2-3 вариантов дизайна — это верный признак того, что он не вник в задачу, не нашёл для неё наиболее точное, оптимальное, эффективное решение — а вместо того играет с заказчиком в «угадайку». Заказчик, если соглашается (и хуже того — если сам требует) увидеть большое число вариантов, — в свою очередь, не сумел сформулировать для себя и для разработчика точное описание задачи и не выработал для себя критериев оценки при её приёмке. Эффективное и работающее решение в такой ситуации может появиться только случайно — и с очень невысокой вероятностью.
  10. Взять сайт на ведение

    Даже для грамотно спроектированного, профессионально разработанного и удачно выведенного на рынок сайта можно совершить ещё одну серьёзную (и, к сожалению, распространённую) ошибку. Это когда разработчик берёт на ведение сайт, сделанный им для заказчика. «А что? — рассуждает заказчик, — они сделали сайт, они в нём разбираются, так пусть они его и ведут».

    В чём состоит ошибка? В том, что если корпоративный сайт спроектирован и разработан для использования в качестве ключевого бизнес-инструмента компании (а иным ему и незачем быть) — никто, кроме заказчика, не может знать лучше, как его применять. Сайт должен жить жизнью компании — а значит, тот, кто его ведёт, должен находиться внутри компании. Работать в ней. Знать, что в ней происходит и куда она движется.

    Если же его ведение поручено стороннему исполнителю (хотя бы и разработчику) — с высокой вероятностью через некоторое время окажется, что компания живёт своей жизнью, а сайт — своей. И непонятно тогда, зачем надо было его делать.

Конечно, список, приведённый выше, не исчерпывает всех ошибок. Но по крайней мере, может пригодиться, если есть желание избежать наиболее типичных.

Автор: Илья Пащенко. Источник: опыт, сын ошибок трудных. Дата: 22.07.2013. Просмотров: 7591. Тема: Интернет
Метки:  аналитика • веб-дизайн • Интернет • исправление ошибок • консультирование • принципы работы • сайты • эффективные проекты •
Вы здесь:  Главная   Полезное   Статьи   Интернет   10 ошибок начинающего разработчика сайтов